Административный процесс 

Административный процесс  (от administrare (лат.) - руководить, управлять) - отдельная отрасль в системе права России, нормы которой регулируют общественные отношения, сложившиеся в процессе организации и осуществления государственного управления. Именно поэтому  административный процесс уместно рассматривать как «управленческий процесс», или «процесс управления».

При определении  административного   процесса  необходимо учитывать единство трех главных функций, а именно:
а) управленческой (т.е. регулирование управленческой деятельности) - производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба.
Это когда государство в лице уполномоченных органов осуществляет властно-принудительные функции в отношении граждан в рамках осуществления государственного управления.
б) правореализационной (реализация прав и свобод граждан), - лицензионно-разрешительное и регистрационное производство.
Это когда государство в лице уполномоченных органов официально признает законность соответствующих действий или прав гражданина.
в) правозащитной (защита нарушенных прав и свобод граждан) - обжалование действий, бездействий, актов органов представительной (законодательной) и исполнительной власти и их должностных лиц в административном и судебном порядке по различным требованиям, касающимся прав физических и юридических лиц.

Это право граждан восстанавливать нарушенные по их разумению права и свободы в результате противоправных действий, бездействий, актов органов представительной (законодательной) и исполнительной власти и их должностных лиц . 

Именно в рамках третьей функции предусмотрена форма специальной административной и судебной защиты прав и свобод граждан от нарушений со стороны органов исполнительной и законодательной власти.

Так, по крайней мере, заявляют юристы-теоретики. Я, как юрист-практик  прекрасно знаю, что восприятие в нашем Мире субъективно и никакие инструкции на человеческую природу повлиять не могут - жизнь, как всегда, вносит  свои коррективы. Поэтому описывать административный процесс буду исходя из собственного личного опыта в доадвокатский период, поскольку очень важно, что бы читатель, решивший самостоятельно осуществлять защиту или реализацию своих гарантированных Конституцией прав знал, что величайшим заблуждением является вера в то, что абсолютно все нормативные акты существуют и применяются дальше их официального опубликования в СМИ.

Почему я буду описывать доадвокатский период? Да просто потому, что Конституция и ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» профессиональными юристами в гражданской среде определяет адвокатов. Все остальные – юристы непрофессиональные, независимо от высшего юридического образования, стажа походов по судам, количества удовлетворенных требований и числа пядей во лбу. Как бы ни парадоксально это ни звучало - только статус адвоката устанавливает презумпцию профессионализма в юридической сфере. Но вернемся к теме нашего рассуждения об административном процессе. И начнем с высказывания адвоката В.И. Сергеева о Российских законах.

Есть три вида законов:

Законы идеальные. Они являются как бы проектами желаемого, возможного, вероятного. Это декларации и конституции, которые лишь ориентируют на идеал, но в действительности не предполагают такового. Например, провозглашенная демократическая республика и правовое социальное государство на самом деле могут быть самой жестокой диктатурой, изобилующей бесправием и антисоциальным произволом. Эти законы не выполняются никогда из-за их несбыточности, утопичности, отсутствия политической воли правящего класса на жесткое принуждение к их исполнению;
2)       Законы коньюктурные. Эти законы откровенно ориентированы на  интересы определенного круга лиц (элиту, жуликов, чиновников, депутатов, членов правительства, администрацию президента). Например, к таким законам относятся законы о приватизации государственного имущества, всевозможные бюджетные кодексы, земельные законы, законы о недрах, законы о разделе продукции и имущества и т.д., и т.п. Эти законы исполняются всегда, ибо в этом заинтересована исполнительная власть, являющаяся верным слугою тех, в интересах которых такие законы написаны;
3)      Законы для вида. Эти законы принимаются: а). чтобы «загасить» то или иное общественное брожение, касающееся определенных деформаций в правовых отношениях; б) чтобы продемонстрировать «работу» парламента и/или правительства; в). чтобы успокоить международную общественность; г). чтобы дать работу (и подработку) чиновникам; д). чтобы дать работу (и подработку) правоохранительным органам; е). чтобы оправдать огромный массив государственных структур, контор, ведомств, министерств, служб и т.д. Эти законы исполняются только выборочно, т.е тогда, когда в их исполнении заинтересованы определенные лица. Например, если надо кого-то засудить, если надо что-то оправдать, если надо что-то показать, за что-то отчитаться, если надо собрать деньги с помощью тех же штрафстоянок автомобилей, куда по выбору попадают лишь каждая десятитысячная машина и т.д.

Других законов в России никогда не было и нет.

 

Так вот, Административный процесс в России регулируется законами идеальными - это о гарантированных народу свободах и правах и о добровольно принятом правящим классом на себя обязательстве жестко самопринуждать себя к исполнению этих самых повинностей. Корреспондирующий долг благодарного народа платить налоги и соблюдать установленные государством правила поведения гражданина в этом самом государстве осуществляется в рамках законов для вида. Теперь о долгах благодарного народа поподробнее.

Возьмите КоАП РФ. Откройте оглавление. Найдите раздел II (Особенная часть) и наконец то узнайте – что вы обязаны соблюдать, и за что вы можете быть привлечены к административной ответственности в случае несоблюдения этих положений. Но это еще не все. В каждом регионе существуют свои законы об административных правонарушениях. И они разные! Например, рассмотрим отдельные положения Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и Кодекса Тюменской области «Об административной ответственности», принятого постановлением Тюменской областной Думы от 20.12.2007г. №510.

Так вот, если в Краснодарском крае вы неоднократно подадите звуковой сигнал (более одного раза нажмете на клаксон автомобиля) с 23:00 до 07:00, то вы рискуете быть привлечены к административной ответственности.

В Тюменской области запрещено даже однократно подавать звуковой сигнал с 22:00 до 8:00 часов утра (в выходные и праздничные дни с 22 часов вечера до 9 часов утра).

Отсюда вывод: в Краснодарском крае время сна составляет 8 часов, человек высыпается быстрее и спит крепко (можно всю ночь мимо его проезжать и по одному разу нажимать на клаксон автомобиля – силами разных водителей, естественно). В Тюменской области все обстоит гораздо сложнее: человеку необходимо не менее 10 часов сна, а в выходные и праздники – не менее 11 часов. Кроме того, он страдает бессонницей сопровождаемой частым пробуждением и вялым засыпанием, оттого в Тюменской области даже единократное нажимание на клаксон автомобиля образует правонарушение.

Предположим, вы не знали, забыли, не справились, не поняли, вам просто надоело (нужное подчеркнуть а недостающее вписать) соблюдать административное законодательство и государство в лице уполномоченных органов вынуждено осуществить в отношении вас властно-принудительные функции. Начинается все с производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях – это определенные процессуальные действия, предшествующие применению административного наказания либо освобождающие гражданина от данной ответственности.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено в отношении как физического, так и юридического лица. Административное дело возбуждается при наличии признаков состава административного правонарушения. Эти составы исчерпывающе перечислены в Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) и Законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Наказывать за иные действия, не перечисленные в названных законах, государственные органы не вправе.

Возбуждать дело об административном правонарушении и выносить постановления о применении административного наказания могут только строго определенные должностные лица, указанные в законе. Вынесение постановления неуправомоченным лицом может стать основанием для его отмены.

В случае выявления административного правонарушения в отношении лица, его совершившего, в большинстве случаев составляется протокол об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении процес­суальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (доказательство Вашей виновности). Теперь откройте статью 28.3 КоАП РФ и узнайте, какие должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Например, если вы самовольно подключились к централизованным системам водоснабжения – протокол об административном правонарушении составляет должностное лицо органов внутренних дел (полицейский), если же вы ловите рыбу в неположенном месте, - сотрудникФедерального агентства по рыболовству (Росрыболовство).
Об огромном массиве государственных структур, контор, ведомств, министерств, служб и т.д. в контексте ст. 28.3 КоАП РФ подробно смотрите здесь

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях (ст. 237 КоАП РФ). Если лицо оспари­вает взыскание, налагаемое на месте, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также в случаях, когда административное производство возбуждено постановлени­ем прокурора.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается лич­ность участников производства, им разъясняются их процессу­альные права и обязанности. Далее оглашается протокол об ад­министративном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается заключение присутствующего прокурора.

Рассмотрение административного дела должно производиться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Без его участия дело может быть рассмотрено только в случае, если у должностного лица, рассматривающего дело, имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, либо если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела или такое ходатайство было оставлено без удовлетворения (ст. 25.1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении по общему правилу рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5 КоАП РФ). Оно должно быть рассмотрено судьей или уполномоченным должностным лицом в пятнадцатидневный срок со дня получения ими протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Главное в содержании данной стадии административного про­изводства состоит в том, что орган (должностное лицо) при рас­смотрении дела обязан выяснить: было ли совершено администра­тивное правонарушение, виновно ли данное лицо в его соверше­нии, подлежит ли оно административной ответственности, име­ются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответствен­ность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопро­сы (кроме виновности) выявляются и в отношении юридических лиц.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю уст­ного замечания, при передаче дела на предмет привлечения винов­ного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаруже­нии в нарушении признаков преступления рассмотрение дела за­вершается прекращением производства.
Если в ходе рассмотрения административного дела должностное лицо установит, что физическим или юридическим лицом было совершено административное правонарушение, то будет вынесено постановление о назначении административного наказания.

Это в теории. Теперь о практике. Рассмотрим ее на примере автолюбителя.

Итак, вы пересекли двойную сплошную и инспектор обнаружил ваше правонарушение. Несмотря на ваши устные доводы о том, что двойная сплошная линия была скрыта под плотным слоем снега с наледью (не образует состав)/ на дороге стоял комбайн и Вам необходимо было его объехать (п.3 ст. 12.15 КоАП) и т.д., - инспектор составляет протокол о нарушении вами п.4 ст. 12.15 КоАП, Вам прислали повестку о рассмотрении дела о совершении административного правонарушения в территориальном участке мирового судьи.

На скорую руку почерпнув из Интернета некоторый объем сведений, касающийся процессуальных ошибок автоинспектора, глубоко и наивно уверовав в действие п. 1, 2, 4 ст. 1.5. КоАП РФ, автолюбитель идет в суд только с осознанием собственной правоты и надеждой на то, что там сможет убедительно доказать, что указанных в протоколе свидетелей небыло, двойная сплошная была засыпана снегом с наледью так, что разрывов для поворота установить «на глаз» было невозможно, адвоката ему не предоставили, несмотря на его устные ходатайства, а в протоколе неправильно установлена дата и его фамилия написана с ошибкой.

И вот приходит он весь такой окрыленный предвкушением победы в участок мирового судьи и обнаруживает там очередь из таких же горе автомобилистов в количестве 10-15 человек, которым одновременно всем назначено на одно и тоже время. Особенно это характерно для города курорта Анапы. Как правило, в таких случаях мне приходилось наблюдать как угасает пыл энтузиазма – привлекаемый к административной ответственности начинает тихо смиряться с неизбежностью наказания.

Последние надежды на то, что судья справедливо разберется в деле и выявит неустранимые сомнения в его виновности, испаряются в момент осознания автолюбителем того, что время рассмотрения дела у судьи занимает не более 3-5 минут на человека. Что указанных в протоколе свидетелей, как и самого автоинспектора, нет и не предполагается быть. А тех, кто несмотря на противодействия судьи, все же проявляли слабые и неуверенные попытки доказать противоправность действий автоинспектора и стойко держались в кабинете судьи  более 5 минут, как часто бывало, со скандалом из здания суда выдворяли приставы…

А почему так происходит? Просто к моменту вашего прихода у судьи уже имеется доказательство вашей виновности - протокол об административном правонарушении, составленный уполномоченным на то органом. А что есть у вас? Кроме внутреннего убеждения в своей правоте, которое невозможно приобщить к материалам дела - ничего.
Можно, конечно  запастись документальными доказательствами, свидетельскими показаниями. Но для того чтобы убедить суд в своей правоте, недостаточно просто предъявить доказательства, нужно чтобы еще суд поверил, что они доказывают именно то что вам нужно.

Так что, если не уверены в своих силах – доверьтесь профессионалу и не занимайтесь самолечением, или просто смиритесь с неотвратимостью административного наказания.

А если уверены, то дерзайте!

1. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц в административном порядке. Личные обращения граждан с жалобами по поводу нарушения их субъек­тивных прав и свобод.

Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные дей­ствия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благо­даря правовой основе жалобы приобретают качества правового средст­ва, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за ра­ботой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жалобы — важное средство охраны прав личности, ук­репления связей государственного аппарата с населением, существен­ный источник самой разнообразной информации. Они являются эф­фективным инструментом противодействия бюрократизму, корруп­ции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращаю­щиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.

Так же закон предусматривает альтернативную возможность разрешения вопроса - рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстрого исправления ошибки, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым админи­стративным решениям.

Это, конечно, в идеале. Однако, не стоит наивно полагать, что вас с вашим душераздирающим устным рассказом встретят с распростертыми объятиями. Устное заявление хорошо только при обсуждении с приятелями подробностей вчерашнего футбола. Если вы решите устно изложить суть своих претензий, то должностное лицо изобразит на должностном лице сочувствие и проницательность, а когда за вами закроется дверь, облегченно вздохнет и тут же забудет о вашем существовании. Вы же, в свою очередь, будете пребывать в иллюзии, что «злодея» обязательно накажут.

Наиболее предпочтительным представляется составление мотивированного заявления о нарушении ваших прав с указанием конкретных эпизодов.

Что такое мотивированное заявление. Многие полагают что это изложение своих эмоций в свободном стиле. Это ошибочное суждение. Правильно будет указать юридически значимые обстоятельства и дать им соответствующую правовую оценку в контексте действующих (!) норм права. Иначе вы получите формальную отписку : «Начальник ЖЭКа - жильцам»

Такое заявление необходимо направить в вышестоящие и надзирающие инстанции.   И то и другое необходимо сделать одновременно.

Итак, письмо написано. В 2-х экземплярах (!). Добейтесь, что бы сотрудник, принимающий у Вас документ, расписался и поставил входящий штамп и дату – это очень важно.

Но особо надеяться на помощь вышестоящего органа или должностного лица не следует - в большинстве случаев связка «вышестоящая – нижестоящая вертикаль власти» довольно плотная и руководитель не станет лишний раз «прессовать» подчиненного, от которого зависят определенные показатели деятельности ведомства (ну, конечно, если перед этим подчиненный в хмельном возбуждении не оскорблял его честь и достоинство при сослуживцах путем сравнения с домашними животными, но на это рассчитывать  не стоит).

Поэтому, получив формальные отписки на свое  мотивированное заявление о нарушении ваших прав, вы (если еще не надоело) приступите к нижеописанным действиям.

2. Производство по различным спорам (в судебном порядке), касающимся прав физических и юридических лиц в сфере представительной (законодательной) и исполнительной власти.

2.1.Оспаривание действий или бездействий государственных и муниципальных органов или должностных лиц.
Производство по такой категории дел, возникающих из публичных правоотношений, как оспаривание действий или бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

То есть получив формальную отписку на жалобу о неправомерном действии/бездействии органа государственной власти или органа мастного самоуправления вам надлежит это обстоятельство обжаловать в суд но не позднее чем по истечении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Время обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц в административном порядке в этот срок засчитывается. Поэтому административный порядок можете пропустить и сразу обратиться в суд.

Так, в соответствии с требованиями ГПК (в суде общей юрисдикции) гражданин, организация вправе оспорить в суде действие или бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) незаконными обладают граждане, организации и иные лица, полагающие, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

К действиям или бездействиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, относятся действия и бездействия, в результате которых:
- нарушены права, свободы и законные интересы гражданина или организации;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином или организацией его прав, свобод, экономической деятельности;
- на гражданина или организацию незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Гражданин или организация вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Учтите, что на рассмотрении должны присутствовать органы государственной власти, местного самоуправления как сторона по делу. Обязательность присутствия представителя   государственного органа объясняется тем, что на нём лежит обязанность доказывания законности принятого решения, допущенного действия (бездействия).

Поэтому, если Вы собрались сначала обжаловать действия или бездействия чиновника, то тут Вам придется уложиться в 3-х месячный срок, затем приступайте к оспариванию.

2.2. Оспаривание актов, решений, предписаний, и т.д. государственных и муниципальных органов или должностных лиц (ненормативных правовых актов).

Ненормативный правовой акт (в отличие от нормативного) обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем же и указаны. Поэтому его зачастую называют правовым актом индивидуального характера.

Предметом судебного разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, т.е. власти и подчинения. Задачей суда в данном случае является разрешение спора о законности документа или действия госструктуры или конкретного чиновника. Именно так оспариваются акты местной думы, постановления мэра или главы администрации, решения и действия сотрудников регистрационных и лицензионных палат, а также налоговых и торговых инспекций, органов санитарного, пожарного, банковского, страхового надзора, органов валютного, ветеринарного контроля.

Итак, чиновник, по мнению фирмы или гражданина, принял незаконный акт или не соответствующее законодательству решение. У предприятия или гражданина есть три месяца с даты принятия такого решения или со дня, когда о нем стало известно (п. 4 ст. 198 АПК, п.1 ст.256 ГПК РФ).

Безусловно, три месяца — это мало. Поэтому необходимо принять оперативное решение о дальнейших действиях: обращаться ли в суд сразу или же сначала пожаловаться на поправшего закон госслужащего его руководству. Здесь стоит обратить внимание на то, что в некоторых случаях закон требует обязательной попытки досудебного разрешения административного спора. Это касается, например, решений или действий таможни в порядке АПК.

Иск подают в суд общей юрисдикции или арбитражный суд по месту нахождения ответчика — госучреждения или чиновника, принявшего оспариваемое решение.

В предъявляемом заявлении необходимо указать, в чем именно оспариваемый акт или действие не соответствует законодательству.

По форме и содержанию заявление должно соответствовать общим правилам, к нему предъявляемым. Прежде всего заявление должно содержать требование о признании его таковым. Затем в нем должны быть указаны полное и точное его название, номер и дата принятия оспариваемого акта, решения или время совершения действия, а также наименование госструктуры или должностного лица, которые их приняли или совершили. Далее в заявлении необходимо указать, в чем именно оспариваемый акт или действие не соответствует законодательству. Потом надо прописать ссылки на те законы и подзаконные акты, которым, по мнению заявителя, противоречат оспариваемые документ, решение или действие. После этого необходимо указать, какие именно права и интересы организации нарушены.

Для того чтобы восстановить трехмесячный срок обжалования судебного решения, необходимо подать в суд соответствующее ходатайство.

Кроме того, гражданин или организация вправе одновременно с подачей заявления требовать приостановления действия оспариваемого акта или решения вплоть до окончания судебного разбирательства (п. 3 ст. 199 АПК, п.4 ст.254ГПК).

Если же вы все-таки пропустили трехмесячный срок обжалования, можно попытаться его восстановить. Для этого необходимо подать судье ходатайство о восстановлении данного срока. Теперь все будет зависеть от того, насколько серьезными судьи сочтут причины вашего опоздания (п. 4 ст. 198 АПК, п.2 ст.256 ГПК). Если они покажутся уважительными — то суд восстановит срок обжалования, а если нет — откажет в удовлетворении ходатайства, а заодно и требований заявителя.

2.3. Оспаривание постановлений правительств, приказов министерств, постановлений Законодательных Собраний, распоряжений глав администраций, постановлений администраций и пр. (нормативных правовых актов)

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. (П.9постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 г. Москва "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части")

При рассмотрении дел о нормоконтроле судье необходимо знать, как разграничить нормативные и правоприменительные акты по делам, возникающим из публичных правоотношений. Правильное определение нормативных и ненормативных актов как предметов судебного оспаривания имеет важное значение, так как порядок их судебной проверки имеет свои особенности. От этого, в частности, зависит не только разная подсудность, но в определенных случаях и подведомственность дел, возникающих из публичных правоотношений.

Необходимо иметь в виду, что в качестве объекта судебной проверки могут рассматриваться лишь такие нормативные правовые акты, которые не только приняты, но и опубликованы в установленном порядке. Поэтому в случае нарушения субъектом публичной власти установленного порядка принятия и (или) официального нормативного по своему содержанию правового акта, последний может быть оспорен заинтересованным лицом только как ненормативный правовой акт в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) субъекта публичной власти.

В законе определен круг субъектов права на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов. Так, гражданин, организация, считающие, что нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч.1 ст.251ГПК, ч.1 ст.192АПК). Необходимо учитывать, что в порядке АПК граждане, организации и иные лица восстанавливают свои права если нормативный акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов нет ни истца, ни ответчика, поэтому данные дела относятся к неисковому производству. По делам из публичных правоотношений недопустимо заключение мирового соглашения, требование по делу не может быть передано на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности, ввиду отсутствия иска нельзя предъявлять встречный иск, а также совершать такие процессуальные действия как признание иска, отказ от иска. По этим делам не применяются правила заочного производства.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судьей суда общей юрисдикции единолично в течение месяца со дня его подачи, а арбитражным судом - коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Обязанность доказывания по таким делам обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений органов, наделенных властными полномочиями, возлагается на субъектов, принявших оспариваемый акт. Данное правило разумно, т.к. все доказательства, связанные с подготовкой и принятием нормативных правовых актов, сосредоточиваются главным образом у органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями. При разрешении дела суд не углубляется в существо дела и не исследует конкретные факты, а деятельность суда в большей степени направлена на проверку соответствия оспариваемого акта закону или иному вышестоящему акту.Также суд проверяет и соблюдение при вынесении того или иного нормативного акта всех необходимых требований, как-то: наличие у органа, вынесшего оспариваемый акт, соответствующих полномочий, форма, порядок принятия и опубликования оспариваемого акта и т.д.

По итогам судебного разбирательства дела об оспаривании нормативно-правового акта суд вправе вынести одно из двух решений. Во-первых, решение об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим нормативного правового акта полностью или в части. Такое решение суд выносит в том случае, если придет к выводу, что оспариваемый заявителем акт является законным, т.к. не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Во-вторых, решение о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части. Такое решение выносится в том случае, если суд придет к выводу о его незаконности в силу того, что оспариваемый акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Например, «09»ноября 2011 г. Арбитражный суд Хабаровского края по делу № А73 -1145/2011признал пункт 2 постановления главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 29.12.2008 г. № 149 «Об утверждении уровней платежей граждан, размеров платы за наем, содержание и ремонт жилых помещений, тарифа на холодную воду и водоотведение для населения на 2009 год по Хорскому городскому поселению» в части установления тарифов для населения: на холодную воду –12,51 руб. за 1 куб. м. и на водоотведение – 16,84 руб. за 1 куб. м. не соответствующим п.5 ч.1 и ч.3 ст. 3, ч.1 ст. 7, п.1 ч.1 ст. 8, частям1, 2, 3, 4, 7, 8 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и пунктам 2, 7, 12 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Или, «20» октября 2008г. Краснодарский краевой суд по делу № 3-50/2008 ~ М-68/2008 вынес решение о признании частично недействительным нормативного правового акта - пункта 2 статьи 6 Закона Краснодарского края от 25 июля 2007 года № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и т.д....».

2.4. Досрочное прекращение или частичная отмена административных ограничений.

Административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Административный надзор ведет к административному ограничению, т.е. к временному ограничению прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. Такое ограничение устанавливается судом. Административный надзор осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.

Суд при административном надзоре может устанавливать следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установлены также основания и порядок частичной отмены или, наоборот, дополнения административных ограничений, их прекращения, в т.ч. досрочного, права и обязанности поднадзорных лиц, полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Так, в судебном порядке административный надзор может быть досрочно прекращен на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица по истечении не менее половины установленного судом срока при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет предусмотренные законом обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

3. Регистрационное производство.

Регистрационное производство - акт официального признания законности соответствующих действий и правовых актов, осуществляемых, как правило, органами Министерства юстиции РФ и МВД России.

В частности, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных актов органов исполнительной власти, регистрацию уставов общественных и религиозных объединений. Что касается нормативных актов, то имеются в виду те из них, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан и носят межведомственный характер.

Органы Минюста России осуществляют также государственную регистрацию юридических лиц и прав на недвижимость. Для государственной регистрации общественных объединений в органы юстиции подаются: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда; сведения об учредителях и т.п. Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда(конференции). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Органы юстиции, рассматривающие заявление общественного объединения о регистрации, принимают решение: зарегистрировать объединение и выдать учредителям свидетельство о регистрации либо отказать в регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке. Основанием для отказа в регистрации является противоречие устава Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, а также законодательству об общественных объединениях, непредставление всех необходимых документов или представление недостоверной информации и т.п.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. устанавливает, что государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения или прекращения прав на недвижимое имущество. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Данный вид государственной регистрации отнесен к компетенции учреждений юстиции - регистрационным палатам. Закон регулирует порядок регистрации (прием документов, их экспертиза и т.п.). Она проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации. Определены основания для государственной регистрации, требования к предъявляемым документам, основания для установления или отказа в регистрации.

В настоящее время действует регистрационный учет граждан. Правительство РФ утвердило 17 июля 1995 г. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства была отменена прописка и выписка граждан и заменена регистрационным учетом, который осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации. Если гражданин изменил место жительства, он обязан в течение семи дней с момента прибытия на новое место жительства обратиться в органы регистрационного учета с заявлением и соответствующими документами для оформления регистрации. Регистрация временного пребывания граждан (гостиница, санаторий и т.п.) осуществляется в том же порядке, но в течение трех дней.

Регистрационное производство включает в себя прежде всего действия органов Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по государственной регистрации актов органов исполнительной власти, уставов общественных и религиозных организаций, регистрации юридических лиц и прав на недвижимость. Несмотря на значительное разнообразие отношений, связанных с производством регистрационного характера, им присущи некоторые общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида административного производства.

Во-первых, регистрационное производство есть во всех случаях определенная процедура принятия юридического акта. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация представляет собой «юридический акт признания подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». При этом закон устанавливает обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правила проведения государственной регистрации распространяются на всю территорию Российской Федерации.

Органами внутренних дел и местной администрацией осуществляется регистрационный учет граждан в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 17июля 1995 г.