Уголовный процесс

(для общего психологического настроя)

Из всего обширного комплекса вопросов, связанных с участием защитника в уголовном судопроизводстве, статья 49 УПК РФ решает, прежде всего, два: кто и с какого момента участвует в качестве защитника по уголовному делу.

В частях третьей, четвертой и пятой данной статьи приводится детальный, исчерпывающий перечень самых различных уголовно-процессуальных ситуаций-моментов, с которых в деле участвует защитник.

Их общий смысл заключается в том, что именно в эти моменты в деле появляется или обвиняемый, или подозреваемый (защищать можно только того, на кого "нападают", т.е. кого обвиняют или подозревают и официально объявляют об этом).

С этого момента дознаватель, следователь, прокурор начинают осуществление функции уголовного преследования и досудебное производство приобретает состязательный характер.

Перечень, о котором идёт речь, завершается формулировкой с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления" (пункт 5 части третьей данной статьи).

К таким мерам и действиям относится применение мер пресечения, связанных с заключением под стражу, до предъявления обвинения в порядке статьи 100 УПК, в результате чего лицо становится подозреваемым в совершении определённого преступления, т.е. участником уголовного судопроизводства, в отношении которого начато уголовное преследование.

Если же процессуальное принуждение, которое входит в содержание многих следственных действий, в частности обыска, выемки, освидетельствования, не связано с появлением в уголовном деле подозреваемого в точном смысле статьи 46 УПК, участие защитника представляется бессмысленным, потому что защищаться можно и нужно только от официального подозрения или обвинения. По этой же причине не порождает право пользоваться помощью защитника принудительный привод участника уголовного судопроизводства, который не является ни подозреваемым, ни обвиняемым, что, конечно, не исключает права любого гражданина пользоваться юридической помощью адвоката вне уголовно-процессуальных правоотношений.

На предварительном следствии в качестве защитников участвуют только адвокаты, т.е. лица, получившие в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

С поступлением дела в суд по ходатайству обвиняемого в качестве защитника для участия в судебном разбирательстве и на последующих стадиях уголовного судопроизводства на основании постановления судьи или определения суда могут быть допущены супруг (супруга), мать, отец, сын, дочь, усыновитель, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук или внучка обвиняемого, а равно любое другое лицо, вообще не состоящее в родстве с последним.

В уголовном процессе в федеральных судах эти лица, независимо от наличия у них юридического образования, участвуют в деле только наряду с адвокатом.

У мирового судьи, где рассматриваются главным образом дела о преступлениях небольшой тяжести, указанные лица могут быть допущены для участия в деле и вместо защитника.

Стадия разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела

“...на стале в комнате лижит гражданин трупп,
но еще дышит. На кухне находится
труппова жинка и трупповы дети...”
(Из протокола осмотра места
происшествия, орфография сохранена.)

Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель – принятие заявления правоохранительным органом и его регистрацию.

В описываемой ниже стадии правоохранительный орган будет принимать решение не только о возбуждении, но и об отказе в возбуждении уголовного дела, а также о направлении материалов по подследственности или подсудности.

Вообще, основание к возбуждению уголовного производства включает в себя два необходимых элемента: критерий факта и критерий права.

Критерий факта заключается в том, что компетентные органы и должностные лица должны располагать достаточными фактическими данными о том, что событие действительно имело место в реальной действительности. Эта фактические обстоятельства.

Критерий права означает, что должны быть собраны фактические данные, указывающие на то, что происшедшее событие содержит признаки конкретного преступления, предусмотренного уголовным законом. Это уже юридические обстоятельства.

Максимум за 30 суток заявление должно быть рассмотрено на предмет выявления преступления (ч.1, 3 ст.144 УПК РФ). За это время следственный орган обязан провести необходимые проверочные действия и истребовать дополнительные материалы,  так же рассмотреть вопрос о наличии повода, достаточных оснований и предусмотренных законом условий для уголовного судопроизводства и в итоге принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Если в течение 30 суток не родится на свет постановление о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела – обжалуйте бездействие следователя или дознавателя в прокуратуру. Как правило, этого достаточно, что бы «буксующее» дело пришло в движение.

Теперь к вопросу о том, что собственно есть преступление. Ч. 1 ст. 14 УК РФ под преступлением определяет совершенное виновно общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Уголовный кодекс 1996 г. - первый нормативно-правовой акт в истории России XX века, который приводит исчерпывающее определение преступления со всеми его признаками в одной статье.

Итак, в качестве признаков преступления можно выделить следующие:

- преступлением признается только деяние, т. е. действие или бездействие.

- преступлением признается только общественно опасное деяние, т. е. деяние, способное причинить определенный вред общественным отношениям.

- противоправность. Данный признак еще называют противозаконностью, т. е. запрещенностью поведения уголовным законом. В законе должны содержаться основные признаки запрещенных деяний.

- виновность и наказуемость. Данные признаки являются производными от первых трех. Виновность означает совершение преступления с определенным психическим состоянием к нему, которое характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.

Таким образом, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны быть получены данные об общественной опасности, виновности, противоправности и наказуемости деяния, о котором поступило сообщение. В некоторых источниках высказано мнение, что наказуемость лица также должна устанавливаться на стадии расследования. Честно говоря с таким подходом я не согласна - определить, подлежит ли лицо уголовному наказанию или нет, может только суд, а не орган расследования. Кроме того, признаком преступления является предусмотренное в уголовном законе наказание за конкретное деяние, а не наказуемость лица.

Вместе с тем, закон не требует к моменту возбуждения уголовного дела достоверного и полного установления вышеназванных признаков. Вопрос о достаточности фактических данных в каждом конкретном случае должен решаться должностным лицом по своему внутреннему убеждению. Само понятие «внутреннее убеждение» противоречит строгой догматичности УПК РФ и вызывает жаркие споры между юристами. Представьте себе «внутреннее убеждение» не справляющегося с показателями раскрываемости сотрудника правоохранительных органов. Такой специалист потенциально «внутренне убежден», что преступлений на подведомственном ему участке не совершается.

Таким образом, суть первоначальной стадии уголовного процесса состоит в рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлении и производстве, в необходимых случаях, процессуальных действий (получение объяснений, истребование необходимых материалов, производство ревизий, документальных проверок и др.), направленных на установление признаков преступления с тем, чтобы принять законное и обоснованное решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. При этом необходимо отметить, что проверка заявлений и сообщений о преступлениях не является обязательным элементом процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела. Ее следует проводить только в исключительных случаях, когда в самом заявлении (сообщении) не усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Если же такие признаки налицо, компетентные органы и должностные лица в соответствии с законом обязаны возбудить уголовное дело немедленно.

 Досудебное уголовное производство.

Досудебное уголовное производство это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п.9 ст.5 УПК РФ).

После возбуждения уголовного дела начинается стадия предварительного расследования. Как и любая другая, эта стадия имеет свое собственное содержание, задачи, особый круг участников уголовно-процессуальной деятельности.

Начинается стадия предварительного расследования немедленно после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. На этой стадии органы расследования раскрывают преступление, выясняют все обстоятельства его совершения, личность виновного, мотивы преступления, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, размер ущерба, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и т.д.

На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса – подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, свидетели и др.

В соответствии с УПК РФ предварительное расследование осуществляется в двух формах (ст. 150 УПК РФ):

1) предварительное следствие;

2) дознание.

Предварительное следствие (гл. 22 УПК РФ). Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел. Лишь по делам о преступлениях небольшой тяжести и некоторым – средней тяжести, предварительное следствие производится только по письменному указанию прокурора, а так же если эти преступления совершены лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту или несовершеннолетними.

Предварительное следствие вправе производить следователи прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции, а также прокуроры и начальники следственных подразделений.
Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, т.е. все решения по уголовному делу он принимает сам (за исключением случаев, когда требуется санкция прокурора) и несет за них полную ответственность. Несмотря на это, он обязан выполнять письменные указания начальника следственного отдела и прокурора.
Если дело сложное, большого объема, то предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление. В этом случае один из следователей принимает дело к производству и руководит действиями других следователей.

Срок предварительного следствия – два месяца. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его прокурору не позднее 5 суток со дня истечения срока предварительного следствия.

Дознание (гл. 32 УПК РФ). Дознание по уголовным делам указанным в части 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт. Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, об этом делается отметка в протоколе. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела. Обвинительный акт, составляется дознавателем, утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.

Прокурор рассматривает его в течение 2 суток и принимает одно из следующих решений (ст. 226 УПК РФ):

1. об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд;

2. о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК РФ со своими письменными указаниями. При этом он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания и не более чем на 3 суток для пересоставления обвинительного акта;

3. о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24-28 УПК РФ;

4.о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке установленном ст.222 УПК РФ.

Основным способом собирания и проверки доказательств в стадии предварительного расследования является производство следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом операции, направленные на обнаружение, закрепление и проверку доказательств.

Право осуществлять следственные действия имеет только лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающий прокурор. По поручению следователя отдельные следственные действия по делу, находящемуся в его производстве, могут производить органы дознания или другие следователи.

Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Основанием для любого процессуального решения является доказанность тех или иных обстоятельств.

На момент привлечения лица в качестве обвиняемого должно быть доказано:

1)существование общественно опасного деяния;

2)наличие в этом деянии состава преступления;

3)факт совершения преступления тем лицом, которому предъявляется обвинение;

3)отсутствие обстоятельств, исключающих уголовную ответственность данного лица.

Доказанность совокупности этих обстоятельств и является основанием для предъявления обвинения.

Правильное определение оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого имеет большое значение для обеспечения законности при производстве расследования. Недопустимо привлечение в качестве обвиняемого без достаточных на то оснований, поскольку это связано с возможностью применения мер принуждения к невиновному.

Признав, что имеются достаточные основания для предъявления обвинения, следователь выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ).

Лицо признается обвиняемым с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого и с этого же момента наделяется соответствующими правами. Обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в деле (ч. 1 ст. 172 УПК РФ).

Допрос обвиняемого производится независимо от того, допрашивалось или нет это лицо ранее в качестве свидетеля или подозреваемого.

Предъявив обвинение, следователь продолжает производить следственные действия и собирать доказательства. При этом могут возникнуть, основания для изменения или дополнения обвинения. Например, может быть установлено, что обвиняемый совершил еще какие-либо преступления, или наоборот, не совершал часть из тех, которые были ему вменены; совершил преступление не один, а в группе лиц; размер причиненного ущерба оказался больше или меньше того, что был указан в первоначальном постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

В процессе расследования иногда возникают такие обстоятельства, которые не позволяют обеспечить участие в уголовном процессе лица, совершившего преступление, и принять решение об окончании расследования. В этом случае следователь вынужден приостановить производство по делу до тех пор, пока основания для этого не отпадут.

Предварительное расследование можно приостановить только при наличии законных оснований и условий.  Основания – это предусмотренные законом случаи, когда производство по делу можно приостановить. Они перечислены в ч. 1 ст. 208 УПК РФ:

Производство предварительного следствия заканчивается (ст. 158 УПК РФ):

1. составлением обвинительного заключения;

2. вынесением постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; (ст. 433 УПК РФ).

3. вынесением постановления о прекращении дела.

Судебное разбирательство.

Назначение судебного заседания  по  уголовному  делу - стадия уголовного процесса,  в которой  судья  единолично, не предрешая вопроса  о  виновности обвиняемого, в  результате проверки материалов уголовного дела устанавливает наличие или отсутствие  достаточных фактических и юридических оснований  для внесения дела в  судебное разбирательство для его  разрешения по  существу и при установлении  таких  оснований  назначает судебное заседание и выполняет необходимые  подготовительные  действия  для  рассмотрения  дела в  судебном заседании.

Стадия назначения судебного заседания по  отношению к  предварительному расследованию  является стадией  контрольной, проверочной, а  по отношению к судебному разбирательству - стадией  подготовительной.  Соответственно, она и занимает промежуточное место между ними.

Выявляя ошибки  и  недостатки в  деятельности органов  предварительного расследования, стадия  назначения судебного заседания способствует повышению качества работы следственных  органов и судебной  работы  в  целом. 

В  целях  правильного  разрешения   дела  в  судебном   разбирательстве проводится исследование всех обстоятельств  уголовного дела и  в  результате тем самым обеспечивается  проверка  законности  и  обоснованности  действий, выводов и решений органов расследования.

В  судебном  разбирательстве  производится   новое   исследование  всех доказательств, собранных на предварительном следствии.

Но, кроме  того, суд  рассматривает  и  дополнительные  доказательства, представленные  участниками  судебного  разбирательства или  обнаруженные им самим. Все исследование доказательств в суде происходит при активном участии обвинителя, подсудимого, его  защитника,  потерпевшего  гражданского  истца, гражданского   ответчика   и   их   представителей.   Участие   в   судебном разбирательстве  этих  субъектов  процесса  служит  осуществлению  их  прав, обеспечивает   состязательность  судопроизводства   и  позволяет  объективно оценить представленные суду материалы предварительного расследования.

Задачи судебного разбирательства,  круг рассматриваемых в нем вопросов, характер   принимаемых   решений  и,   наконец,  процедура,   обеспечивающая реализацию в судебном разбирательстве всех уголовно-процессуальных принципов делают  судебное разбирательство  основной,  центральной  стадией уголовного процесса.

Судебное разбирательство делится на ряд последовательно  сменяющих друг друга  этапов  (частей).  Оно  начинается  с   подготовительной  части,  где проверяется  возможность рассмотрения дела  в данном  судебном  заседании  и принимаются меры по его подготовке  и организации. Затем проводится судебное следствие,   представляющее  собой   непосредственное   исследование   судом доказательств.  Далее  следуют  судебные  прения, в ходе  которых  участники судебного  разбирательства  обосновывают  свои позиции по  делу,  а затем  - последнее  слово  подсудимого. Завершающим этапом  судебного разбирательства является постановление  и провозглашение приговора. В  УПК  регламентируется порядок судебного разбирательства дела на каждом из этих этапов.

Обжалование судебных решений.

Необходимость проверки  законности  и  обоснованности судебных  решений обусловлена задачами уголовного судопроизводства и очевидной потребностью по возможности  предотвратить  судебные  ошибки  и  несправедливость приговора, тяжело  ложащиеся  на  отдельных   лиц   и   противоречащие  общественным  и государственным интересам.

Вместе с  тем с  учетом того,  что в  судебном  разбирательстве, в суде первой  инстанции,  суд  действует  как  орган  судебной  власти,  в  рамках предоставленных  ему   полномочий  и  в   условиях  установленной   судебной процедуры, необходимо создание порядка проверки судебных решений вышестоящим судом,  которые бы не вторгались в прерогативы  суда  первой  инстанции,  не нарушали бы принципа независимости судей и  подчинения их  только закону,  а также  обеспечивая  права  и  интересы   участников   процесса  на  проверку состоявшихся решений вышестоящим судом.

Порядок пересмотра приговоров должен обеспечивать указанные выше цели и вместе  с  тем  предотвращать   затягивание  исполнения  судебного  решения, неосновательные   жалобы,  обращение  в  различные   судебные   инстанции  и неоднократный пересмотр привода.

Виды  обжалования  и пересмотра приговоров в  разных странах имеют свои особенности, различия по существу и наименованию, но их целевое назначение и характерные черты дают  возможность, несмотря  на эти различия, выделить то, что характеризует обычные и исключительные порядки обжалования.

К обычным относятся апелляционное, кассационное обжалование приговора и пересмотр   по  частной  жалобе   (частное  обжалование).   Это  обжалование распространяется на решения, не вступившие в законную силу.

К  исключительным  относятся пересмотра порядке  надзора, возобновление уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Проверяя   обоснованность   приговора,   вышестоящие   суды  только  по письменным  материалам  дела,  не  исследуя  непосредственно доказательства, обычно без участия сторон в вышестоящем суде, тем не менее, вправе  прийти к иным выводам о  доказанности (или  недоказанности) обвинения, чем суд первой инстанции.

Суд,  проверяя законность и обоснованность  приговора,  имеет  право, в ревизионном  порядке,  отменить   приговор  и   направить  дело  для  нового расследования, в ходе которого первоначальное обвинение может быть  изменено и на более тяжкое.

Надзорный  пересмотр   по   протесту   соответствующих   прокуроров   и председателей судов может иметь место  в нескольких  судебных инстанциях, по тем  же  основаниям,   что  и  в   кассационном  порядке,  что   приводит  к неоднократному  рассмотрению  дела  в  порядке  надзора и тем  самым  лишает непоколебимости приговор даже после вступления его в законную силу.

Инициатором  пересмотра   приговора   могут  быть  лишь   стороны   или вышестоящий прокурор в пределах предоставленных полномочий.

Пересмотр судебных  решений, вступивших в законную силу,  должен носить исключительный характер. Исключительность определяться основанием пересмотра (например, лишение потерпевшего  права  на  судебную  защиту)  и   предоставлением  возможности принесения  протеста  на  вступившие в  законную силу решения  ограниченному кругу  лиц  и  сокращением  судебных органов,  наделенных правом  отмены или изменения вступившего в законную силу приговора.

Стадия исполнения приговора.

Исполнение  приговора  завершающая   стадия  уголовного  процесса.  Она начинается с момента вступления  приговора в законную силу и включает в себя ряд процессуальных действий и решений,  обеспечивающих реализацию этого акта правосудия.

Основная задача и обязанность защитника (адвоката), в т. ч. и в уголовном судопроизводстве, состоит в защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц (доверителей). Эта функция имеет место во всех стадиях уголовного процесса.

Стадия исполнения приговора – завершающий логический этап уголовного процесса. Этот этап начинается по вступлении приговора в законную силу и включает в себя действия по обращению приговора к исполнению, а также разрешению возникающих при исполнении наказания различных по своему характеру вопросов, носящих сугубо уголовно-процессуальный характер.

Вся иная деятельность по фактическому исполнению приговора, проводимая администрациями учреждений и органов, на которые возложено исполнение наказания (уголовно-исполнительные инспекции, исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части и др.), лежит за пределами уголовного процесса и не входит в предмет исполнения приговора как стадии уголовного судопроизводства, а протекает в иных правоотношениях, регулируемых, как правило, Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

Согласно пп.9 п.2 ст.2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат оказывает доверителям юридическую помощь и при исполнении уголовного наказания. К средствам защиты относятся заявления, ходатайства, жалобы и т.д., к способам защиты – участие в следственных и судебных действиях, прениях сторон и т.д.

 Пересмотр судебных решений в порядке надзора.

 Предметом  проверки   в  порядке  надзора  являются  судебные  решения, вступившие в законную  силу,  опротестованные  управомоченными на то законом должностными  лицами: соответствующим прокурором,  председателем суда или их заместителями.

Целью уголовного судопроизводства является установление истины по делу и вынесение законного приговора.

Однако в силу как объективных, так и субъективных причин часть выносимых судами приговоров не соответствуют закону. Для исправления судебных ошибок УПК РФ предусматривает производство по пересмотру приговоров по уголовным делам, одной из самостоятельных подсистем которого является надзорное производство.

Надзорное производство - судебная деятельность по пересмотру вступивших в законную силу решений суда.

Отличие от апелляционного и кассационного производств: ухудшение положения осужденного невозможно.

Надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции влечение 30 суток со дня их поступления.

Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления; 2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Надзорные жалоба и представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а ВС РФ -не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. Президиума ВС РФ или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе: 1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство поданному уголовному делу; 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение: 4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; 5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; 6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

 Европейский суд по правам человека.

В последнее время Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) является одной из наиболее популярных тем для публикаций. В различных источниках можно найти достаточно информации, чтобы понять что представляет этот международно-правовой орган.

Заявителю требуются все то, чем он пользуется в своей практике, а также способность правильно читать Конвенцию ЕСПЧ.

Для заявителя общение с Европейским судом происходит в несколько этапов. Жалоба заявителя поступает в Секретариат Европейского суда по правам человека. Юристы Секретариата анализируют жалобу и готовят все необходимые материалы. Комитет из 3 судей принимает Единогласное решение о неприемлемости или жалоба передается на рассмотрение в Палату. На этом этапе отклоняется более 90% зарегистрированных жалоб. Палата состоит из 7 судей, дает ответы на вопросы ЕСПЧ, обменивается возражениями между Правительством и заявителем по вопросу приемлемости и по существу - выносит решение по вопросу о приемлемости (приемлемыми признается до 50% жалоб); дает ответы на вопросы ЕСПЧ по существу – выносит постановление по существу (в 95% приемлемых жалоб признается нарушение). Большая палата состоит из 17 судей, имеет апелляционные полномочия (в течение трех месяцев с момента вынесения постановления Палатой стороны могут обратиться с апелляцией в Большую Палату, решение об этом принимает коллегия из пяти судей); рассмотрение дел между государствами; рассмотрение дел в случае вынесения решений, противоречащих предыдущей практике суда. Палата может передать дело на рассмотрение Большой Палаты, если есть основания полагать, что практика ЕСПЧ может поменяться в случае вынесения постановления. И далее Комитет министров Совета Европы и исполнение решений ЕСПЧ.

Во время подготовки жалобы важно точно выяснить фактические обстоятельства дела, постараться определить относимые и неотносимые факты, а также проверить, можно ли подтвердить документально каждый из тех фактов, на которые вы ссылаетесь.

Если фактические обстоятельства таковы, что можно оценить их как потенциальное нарушение, то необходимо подобрать доказательства. По практике Европейский суд считает доказательствами любые документы, медицинские справки, экспертные заключения, судебные решения, фотографии, видеозаписи, иными словами, любые свидетельства того, что клиент говорит правду. Целесообразно заверять такие показания у нотариуса. Это необходимо не столько для Европейского суда по правам человека, сколько для представителя Российской Федерации в Европейском суде, который скорее всего поставит под сомнение такое доказательство.

Правила приемлемости представляют собой определенный набор условий, при наличии которых жалоба будет рассмотрена Европейским судом по существу. Среди критериев приемлемости некоторые являются сугубо формальными, например шестимесячный срок, который отсчитывается от даты окончательного судебного решения, а именно кассационного определения. Этот срок является пресекательным, т.е. пропуск этого срока является абсолютным основанием для отклонения жалобы как неприемлемой.

Порядок рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека следующий:

- обязанность доказать нарушение прав заявителя лежит на заявителе;

- длительность рассмотрения составляет в среднем пять лет;

- необходимо ограничиться только теми аспектами, которые могут представлять интерес для Европейского суда по правам человека;

- невозможность обжаловать решение о неприемлемости;

Формуляр жалобы совместно с приложениями направляется в Европейский суд по правам человека заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу:

Au Secretaire de la Cour Europeenne des Droits de l-Homme Conseil de l-Europe F-67075 Strasbourg Cedex

Уведомление о вручении возвращается через три-четыре недели. Если формуляр жалобы был заполнен правильно с точки зрения Секретариата Европейского суда по правам человека, то примерно через два-три месяца заявитель получит письмо о регистрации его жалобы, в котором будет указано, что жалоба будет рассмотрена, как только представится возможность.

В лучшем случае, наступает второй этап работы с Европейским судом по правам человека - коммуникация.

На этом этапе заявитель получает письмо, в котором ему сообщают о направлении жалобы на рассмотрение Правительства. К этому письму прилагаются описание фактов, как их суммировали юристы суда, а также вопросы сторонам, т.е. заявителю и Правительству. Такое письмо Европейского суда по правам человека означает, что жалоба коммуницирована и решение по вопросу приемлемости будет выносить Палата и оно будет мотивированным. В письме Европейского суда по правам человека будут определены даты представления возражений Правительства на русском и английском языках. После получения меморандума Правительства Европейский суд по правам человека направит его заявителю для того, чтобы он имел возможность ответить на вопросы суда и возразить на меморандум Правительства. И Правительству, и заявителю предоставляется восемь недель для предоставления своего меморандума. Если заявитель направлял жалобу самостоятельно, то на этапе коммуникации суд попросит его выбрать себе юридического представителя.

Если у суда не возникнет дополнительных вопросов к адвокату или Правительству, то в среднем через год после представления меморандумов представитель может получить решение по вопросу приемлемости. Если в решении жалоба объявлена неприемлемой, то на этом рассмотрение дела в Европейском суде по правам человека заканчивается. Представитель не имеет возможности обжаловать это решение

Если жалоба объявлена приемлемой, то для заявителя и его представителя наступает третий этап работы с Европейским судом по правам человека. Дополнительные возражения и документы, которые стороны считают необходимым представить, должны быть представлены к одной и той же дате, указанной в письме к обеим сторонам. В этом письме также указывается, что срок представления дополнительных возражений и документов не может быть перенесен на более поздний. На этой стадии все документы должны представляться на одном из официальных языков Совета Европы.

Только на этом этапе следует представлять в Европейский суд по правам человека требования заявителя по справедливой компенсации:

- моральный вред;

- материальный вред;

- юридические издержки.

Обычно суд присуждает компенсацию именно морального вреда, что объясняется содержанием обжалуемых прав в Европейский суд по правам человека. По российским делам суммы компенсации морального вреда составляют от 500 до 5000 евро. В среднем сумма справедливой компенсации составляет 2000 - 3000 евро. Исключением стала сумма присужденной компенсации по жалобе "Илашку и другие против Молдовы и России", которая составила в общей сложности более полумиллиона евро. По делу "Михеев против России", заявителю, который подвергся пыткам во время допросов в милиции, в результате чего выпрыгнул из окна и сломал себе позвоночник, была присуждена компенсация материального вреда в размере 130 тыс. евро и 120 тыс. евро морального вреда. Определяя размер справедливой компенсации, адвокат должен адекватно оценивать ущерб нанесенный нарушением.

Размер материального вреда необходимо подтверждать документально. В вышеупомянутом деле "Михеев против России" материальная компенсация по такой категории дел была присуждена впервые и составила 130 тыс. евро в связи с потерей заработка заявителем.

Юридические издержки могут включать суммы гонораров юристу по ведению дела в Европейском суде по правам человека, стоимость почтовых расходов. Юрист предупредит о том, что все вышеназванные расходы должны быть подтверждены документально. Самая большая сумма юридических издержек по российским делам была присуждена по делу "Гусинский против России" и составила 88 тыс. евро.

Выступление происходит на английском или французском языке, в очень редких случаях представителю может быть позволено выступить на родном языке. Для представления дополнительных документов суд предоставляет на этом этапе ограниченное время. Следует высылать только те дополнительные документы, которые необходимы, появились позднее, чем была подана жалоба, и имеют большое значение для разрешения дела.

Цель выступления сторон в ходе устного слушания заключается в том, чтобы донести свою правовую позицию до суда, поэтому задачей представителя является четко выразить эту правовую позицию.

Задача сторон облегчается тем, что суд ставит свои вопросы к устному слушанию.

Время выступлений сторон составляет строго тридцать минут, и выступать дольше этого времени недопустимо.
В выступлении нужно еще раз заявить, какое именно право было нарушено в отношении заявителя, повторить, в чем выразилось нарушение права.

В выступлении юрист может себе позволить эмоциональные оценки.

Текст выступлений должен быть представлен в Европейский суд по правам человека за день до проведения устного слушания. Устное слушание заранее назначается на определенное время, и список назначенных к слушанию дел можно посмотреть в Интернете на сайте суда.

В самом заседании принимают участие адвокат заявителя и сторона государства-ответчика. Палата заседает в составе семи судей, включая президента Палаты, двух или трех дополнительных судей и руководителя секретариата секции. Если дело слушается Большой палатой, то она заседает в составе 17 судей, трех-четырех дополнительных судей и руководителя секретариата секции.

Общая длительность устного слушания не превышает двух часов.

Постановление выносится в течение года с момента вынесения решения по вопросу о приемлемости.

Постановление включает:

- перечисление состава Палаты, рассматривающей дело;

- имя заявителя, его представителя(лей), представителя государства-ответчика;

- процедуру рассмотрения жалобы в Европейском суде по правам человека;

- описание фактов;

- ссылку на внутреннее применимое законодательство государства-ответчика;

- предмет обращения заявителя;

- вопросы права, которые, как правило, разделены в соответствии с обжалуемыми статьями, где указываются позиции сторон и выводы суда;

- резолютивная часть: перечисляются выводы суда, а также указывается размер справедливой компенсации и юридических издержек, которые присуждены.

В соответствии с Европейской конвенцией по правам человека решения Европейского суда обязательны для исполнения. Справедливая компенсация должна быть выплачена в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

"Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением".